«Жизнь Пи» как задача со многими вероятными

теґи: 3D, Оскар-2013, Энг Ли, притча

 

«Жизнь Пи», свежий фильм от Энга Ли, выдвигается на премию «Оскар» в 11 номинациях. Возможных интерпретаций у него меньше, но совсем ненамного.

Начну с банального: фильм-притча не оставляет зрителя равнодушным. Этому эффекту посвящено три часа зрелищного кинематографического 3D-чуда. Фильм настолько красив, что сюжетные линии отходят на второй план. Кстати, весомых фильмов длительностью три часа или около того в последнем сезоне было немало: таковы и «Хоббит», и «Облачный атлас», и даже «Джанго освобожденный». В каждом из этих случаев это совершенно разные три часа, как вы понимаете.

Энг Ли («Разум и чувства», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Горбатая гора») о желательности внятных акцентов наверняка знает лучше меня. Тем не менее фильм «Жизнь Пи» изобилует множеством поднятых вопросов, ответа на которые зритель не дождется. Более того, непонятно, а являлись ли вопросы собственно концептуальными вопросами и стоило ли вообще на них обращать внимание в данной рецензии. Например, сцена воспитания маленького Пи, которую устраивает ему отец: на глазах ребенка тигр ведет себя как тигр, разделываясь с козой. Да, животные, несмотря на мимишное отношение к ним людей, продолжают оставаться верными своей природе. Казалось бы, при чем тут вегетарианцы, которые, не уподобляясь животным, не едят мясо. Но ведь с ними тоже случаются приступы агрессии, как с отцом главного героя, который оскорбил кока на корабле (кок в исполнении, между прочим, Депардье) в ответ на его отказ приготовить для его семьи что-нибудь без мяса. Так вот — это все к чему?

Судя по всему, вегетарианство в фильме вообще относится к разряду ключевых тем, которая европейскому зрителю, даже вегетарианцу, близка, если можно так выразиться, не с той стороны. Главный герой фильма индус, и, скажем так, «прикрепленное» место действия фильма на суше — Индия, где традиция вегетарианства стара и прочна, поскольку имеет религиозную основу. Оставшемуся в живых посреди водной стихии, Пи ничего не остается, как есть рыбу (после того как галетное печенье закончилось). Тигр с самого начала никакого печенья, разумеется, не ел. Зато на таинственном острове, исполненном сурикатов, для нашего бенгальского друга настоящий рай. Пи на острове питается психоделическими водорослями свекольного цвета. Может сложиться поверхностное впечатление, что «Жизнь Пи» — это фильм о вегетарианце, который верит в Бога несмотря на то, что Тот вынудил его есть рыбу.

Впрочем, не стоит мелочиться. Перейдем к самому важному в фильме. С детства мальчик набожен и открыт к миру. Он практикует сразу три религии — индуизм, христианство и ислам. (Интересно, порадовал бы его ислам, будь он девочкой?) Его отец не разделяет непереборчивого подхода сына к жизни. Он строг и склонен рассуждать рационально. Возможно, именно с ним Пи находится в состоянии продолжающегося внутреннего спора, когда сообщает путешествующему писателю, что его история может послужить причиной для того, чтобы последний поверил в Бога. Собственно, основные вопросы в фильме касаются вопросов веры — уже вторично то, во что или в кого верит главный герой. Ведь в самом деле: при чем тут Бог?

Оказавшись в экстремальной ситуации, главный герой действовал, сообразуясь с разумом и найденной в шлюпке инструкцией. Самой большой лакмусовой бумажкой на веру, пожалуй, является история с островом и найденным зубом в венериной мухоловке. Возможно, кто-то был готов воспринять ее как некую сюрреалистическую фантазию Пи, кто-то всецело поверил, что всё именно так и было… Но тут на последних минутах фильма происходит то, что можно без натяжек назвать очень удачным сценарным ходом: сам Пи предлагает альтернативную версию происшедшего настроенным скептически страховым агентам (ну и своему слушателю-писателю). Вместо животных в шлюпке были люди. Оставшийся победил в жестокой схватке за выживание. В эту историю поверить проще. Но кто же в таком случае верующие — люди, живущие в розовых снах с полчищем сурикатов и свекольными водорослями?

Не исключено, что чересчур последовательный подход может разрушить воздействие, которое планировалось оказать фильмом на зрителя. Возможно, в будущем восприятие станет более демократичным и несколько вариантов параллельных «прочтений» будет не просто возможным, а обязательным атрибутом всякого искусства. 

В таком случае, вероятно, «Жизнь Пи» это фильм о возможностях человеческой психики. Это человек может без внутренних противоречий верить в нескольких богов. Это человек способен пробыть более 200 дней в открытом море. Это человек влюбляется в тех, кто рядом, когда нет выбора, кого держать рядом. Это человек может плакать от обиды на тигра, который не попрощался перед расставанием навсегда. Это психика человека способна вытеснить самые страшные увиденные картины из сознания ради сохранения рассудка.

А что увидели в этом фильме вы?